Летний шоппинг. «Спартак»
Предвкушая скорое открытие европейского сезона, Sportbox.ru изучает составы и предполагает трансферные цели клубов российской премьер-лиги – участников континентальных клубных турниров. Очередная часть сериала посвящена «Спартаку», которого ждёт старт в Лиге Европы.
Ресурсы
Конкретного трансферного бюджета в клубе не существует. Как заверил Леонид Федун, на покупки будет выделено ровно столько средств, сколько необходимо. За какой-то ориентир можно, наверное, принять бюджет годовой давности: по всей видимости, теперь клубная политика подразумевает основную трансферную активность летом, а не зимой. Год назад «Спартак» потратил около 30 миллионов евро, после чего, по словам спортивного директора Дмитрия Попова, в клубной казне ещё остался приличный резерв.
Прежде красно-белые декларировали, что готовы к любым разумным тратам, но не желают переплачивать. Спартаковский менеджмент пытался самостоятельно определять стоимость игрока, исходя из его объективных характеристик, и если продавец завышал цену, от сделки приходилось отказываться. Любопытно, поменяется ли такой подход в связи с новыми ориентирами, заданными хозяином клуба.
Цели
Главное условие трансферной компании Леонид Федун обозначил так: «Должны прийти игроки, которые намного – на голову! – сильнее тех, кто есть сейчас. Надо брать футболистов не на замену, как мы брали Ари или Ибсона, а принципиально более сильных». Если учесть, что Ибсон приходил в «Спартак» в статусе лучшего правого полузащитника чемпионата Бразилии, страшно даже подумать, на какую высоту поднимается планка теперь. За игроков международного класса, если речь о них, переплачивать придётся: это неизбежное условие появления таких мастеров в России.
Не совсем ясными представляются аппетиты красно-белых. Сначала Валерий Карпин утверждал, что клуб планирует приобрести двух-трёх игроков, а после того, как одна покупка уже состоялась, то есть план, если отталкиваться от его же слов, был выполнен почти наполовину, сказал, что трансферная кампания «Спартака» ещё не начиналась.
Противоречивость установок руководства не мешает определить наиболее болезненные места спартаковского состава. Во-первых, это центр полузащиты, обнажённый уходом Алекса и вероятным уходом Ибсона. Всё же без них мозговой центр стал совсем молодым и неопытным, даже в масштабах чемпионата России, что и обнаружилось на прошедшем отрезке сезона. Причём речь может идти о полном переформатировании этого звена, то есть приобретении двух центральных хавбеков.
Кроме того, актуальной представляется проблема креативного края. В идеале хорошо было бы найти ещё одного Эйдена Макгиди, который, как известно, в клубе играет справа, а в сборной слева. Но даже если такой универсал и не отыщется, всё равно приобретение агрессивного, быстрого, техничного игрока на противоположный от ирландца фланг видится необходимым.
Другие покупки находятся в зависимости от возможных потерь. Например, насколько известно, на рынке имеется спрос на Николаса Пареху и Веллитона – ключевых игроков в спартаковской конструкции. Если они сменят клуб, вакансии, разумеется, надо будет закрывать.
С точки зрения глубины спартаковский состав выглядит вполне приемлемо. Масштабные потери мая-июня привели к тому, что на отдельных позициях выходили исполнители не только второго, но даже третьего ряда и общей картины не портили. Другое дело, что на продолжительном отрезке возможностей резервистов не хватает. Но в целом запас прочности особой тревоги вызывать не должен. Предмет спартаковского беспокойства – первые номера.
Приобретения
Первой покупкой стал 28-летний голландский хавбек Деми де Зеув. Его амплуа Карпин сформулировал так: опорный полузащитник атакующего плана. То есть, по игровому предназначению это аналог Ибсона. Футболист титулованный: серебряный призёр ЧМ-2010. С этой точки зрения теперь вторая после Роберто Карлоса фигура российского чемпионата. Впрочем, несмотря на на почти три десятка матчей за сборную Голландии, незаменимым игроком «оранжевых» он не является. Имеется и ещё один смущающий нюанс: рыночная цена футболиста в последнее время снизилась. «Спартак» заплатил за него «Аяксу» 6 миллионов евро, тогда как сам «Аякс» два года назад отдал АЗ 8 миллионов. Если отталкиваться от цены, новичок едва ли может быть назван игроком, на голову, как хотел хозяин, превосходящим всех остальных спартаковцев: за Макгиди, можно напомнить, год назад было уплачено 12 миллионов евро, а за Пареху - 10.
Возможно, приход голландца станет сигналом смены селекционного акцента клуба – с латиноамериканского на бенилюксовский. Это направление с подачи «Анжи» теперь становится модным. Вот и по отношению к «Спартаку» сейчас всё чаще упоминается 22-летний атакующий полузащитник льежского «Стандарда» Мехди Карсела-Гонсалес. Левша, способный действовать как на фланге, так и по всему фронту атаки, что вполне отвечает параметрам красно-белого спроса. Судя по тому, что ответственные лица «Спартака» эту версию опровергают вяло, соответствующая работа, видимо, ведётся.