Конспекты Блохина
Всего лишь за год стремительного пути из героев нации в блаженные фрики главный тренер киевского «Динамо» Олег Блохин оброс таким количеством мемов и поводов для троллинга, какое целая плеяда динамовских и российских физруков у руля столичного клуба не насобирала и за десятилетие.
Если бы фантастическим вечером 11 сентября 2012 года кто-нибудь сказал главному тренеру сборной Украины Олегу Блохину, что через год его – ходячую икону для не одного поколения украинских болельщиков! – будут проклинать фанаты любимого клуба и презирать – вся остальная футбольная общественность страны, вряд ли бы Олег Владимирович даже всерьез обиделся на такое предположение. Просто недоуменно вздернул бы брови и предсказуемо послал собеседника так, как он это хорошо умеет делать. Только что ведомая им сборная в гостях лишь на последних минутах (и то с пенальти) упустила победу над сборной Англии на легендарном «Уэмбли», вселив в украинцев веру в будущее отечественного футбола даже после ухода на политическую пенсию Андрея Шевченко. Успех сборной, особенно после довольно неплохо проведенного домашнего Евро-2012 (ах, если бы не этот подлый венгерский судейка!), опять вознес «фартового» тренера на вершину всеобщего обожания, и воображение уже угодливо рисовало победную поступь дружины Блохина в Бразилию по тушкам всяких молдов и черногорий…
Наплевать на чаяния миллионов, бросить в ответственный момент главную команду страны и авантюрно взяться за штурвал пребывающего в глубоком кризисе клуба (при отсутствии серьезного успешного опыта именно в клубном тренерстве) – для этого нужно было быть человеком либо подлым, либо чересчур самоуверенным. При всей неоднозначности характера Блохина «Обком» все же склоняется ко второму варианту: именно уверенность тренера, что грядущие победы родного «Динамо» под его руководством приглушат противный запашок от его некрасивого ухода из сборной, стала решающей в битве совести и амбиций. Откуда такая уверенность у Блохина появилась – одному ему известно. Может, возможность самому подбирать команду (десятки миллионов евро, выброшенные «Динамо» Блохина на трансферы футболистов, – карт-бланш, о котором даже во многих европейских клубах-грандах тренеры могут только мечтать), а не мучиться со скудным набором присланных в штаб сборной исполнителей; может, непонимание истинного положения дел в клубном футболе Украины, а может, и просто пресловутая мания величия «Блохи» забросила его на раскаленную динамовскую сковородку.
Последовавшее за уходом тренера падение национальной сборной (ничья с молдаванами и проигрыш черногорцам) окончательно сожгло за Олегом Владимировичем все мосты, вызвав новую волну болельщицкой ненависти к братьям Суркисам в частности и «Динамо» в целом. Впрочем, к ненависти болельщиков других клубов прошлой осенью примешивалась изрядная доля опасения, что «мотиватор» Блохин сможет-таки мотивировать звезд киевского клуба на достойную игру в чемпионате. И благодаря внезапной болезни Олега Владимировича, из-за которой он официально не руководил «Динамо» до самого зимнего перерыва, опасение это продержалось аж до весны-2013. Когда клуб, грозившийся отобрать наконец у «Шахтера» чемпионство, по результатам сезона остался даже без «серебра», ненависть к Блохину то там, то сям начала уступать место ехидным смешкам. А сам Олег Владимирович начал изобретать отмазки для послематчевых пресс-конференций.
Динамовская школа отмазок восходит своими корнями еще к пресс-конференциям покойного Валерия Васильевича Лобановского. Знаменитые фразы вроде «Команда у нас молодая», «Трагедии из поражения мы не делаем», «Нас подвела реализация» или «В Европе сегодня не осталось слабых команд», не единожды повторенные Лобаном, – наверное, единственное, что усвоили динамовские «ученики-физруки» из пресловутых «конспектов Лобановского». Те же самые шаблонные конструкции, повторяемые на все лады Йожефом Сабо, Алексеем Михайличенко, Леонидом Буряком и Анатолием Демьяненко, породили массу ядовитых шуток и пародий. Именно образцы унылого поведения проигравших тренеров на пресс-коференциях, а не общность тактических схем, пожалуй, сформировали у украинских болельщиков образ «тренера с динамовским сердцем», «физрука» и «хранителя конспектов Лобановского». Наверное, именно поэтому период московской оккупации тренерского мостика Киева не стоит отделять от чисто динамовской эпохи – аргументы Семина и Газзаева отличались от шаблона разве что формулировками, но никак не содержанием.
С приходом Блохина все изменилось. Если любую пресс-конференцию Демьяненко или Михайличенко можно было всегда дословно предугадать с погрешностью в пару запятых, то пресс-конференций Олега Владимировича ждут в нетерпеливом неведении. Ждут когда несколько дней, когда целую неделю, а если сборные играют и перерыв в чемпионате – то и две недели. Блохин – это не жлоб Луческу, годами ноющий об одном и том же заговоре судей против денег Рината. На пресс-конференции Блохина уже можно делать ставки – что именно главный тренер киевского «Динамо» на этот раз назовет железной причиной проигрыша своего клуба (в том, что клуб проиграет, в последнее время сомнения закрадываются все реже и реже). За последние полгода в арсенале Олега Владимировича этих причин насобиралось уже столько, что впору говорить о феномене «Конспектов Блохина». «Обком» не смог пройти мимо такого кладезя и попытался отобрать наиболее концептуальные основы учения.
Самым главным врагом Олега Владимировича Блохина, Игоря Михайловича Суркиса, киевского «Динамо», многомиллионных футболистов киевского «Динамо», интриги в чемпионате Украины по футболу и украинского искусства игры в мяч в целом является катастрофическая нехватка времени у Олега Владимировича Блохина. Как прямо вытекает из многочисленных заявлений Блохина, вот уже скоро год как его только что назначили тренером «Динамо», а какой спрос с только что назначенного тренера? Весной Олег Владимирович пояснял, что отсчет своей тренерской деятельности ведет всего лишь с марта, ведь именно в марте опять начались матчи чемпионата Украины, а до того у Олега Владимировича был то больничный, то зимний перерыв. Конечно, то, что Блохин вышел с больничного уже в ноябре, заказывал под себя трансферы у Суркиса, возил команду на зимние сборы, продул с ней Лигу Европы заштатному «Бордо» и к марту уже полгода получал в «Динамо» зарплату главного тренера, конечно, не в счет. Прошло еще полгода, утекло на трансферы еще с полсотни клубных миллионов евро, проигран еще один сезон украинского чемпионата (кто-то думает иначе при 6-м месте и 9 очках отставания от лидера уже после первой трети соревнования?), а Блохин все такой же новичок на тренерском мостике киевского клуба.
«Хуанде Рамос в Днепропетровске работает уже три года, Мирон Маркевич в Харькове - восемь лет, а Мирча Луческу в Донецке - девять. Не помню, чтобы в первый год в этих клубах у них все получалось», – утер Олег Владимирович нос недоброжелателям еще до проигрыша «Металлисту» и «Генку». Можно, конечно, объяснить г-ну Блохину, что в первый год своего тренерства Луческу вообще-то отобрал у «Динамо» чемпионство, в группе Лиги Чемпионов занял место после «Милана» и «Барселоны» и выбил из Кубка УЕФА «Шальке». А Маркевич, приняв только что вылезший из Первой лиги «Металлист» на 11-м месте, в первый сезон поднял его на 5-е, а через год надолго застолбил за командой бронзу. Самому же Блохину, если кто забыл, «Динамо» досталось в статусе вице-лидера Украинской премьер-лиги.
Впрочем, отмазка со временем у Блохина универсальна и неоспорима. «Обком» ничуть не удивится, если лет через 5 услышит знакомое «Луческу работает в «Шахтере» 14 лет, Маркевич – 13, Рамос – 8, а я всего 6, а если вычесть больничный, выходные и отпуск – то два месяца. Так чего же вы хотите – чтобы команда прямо так сразу и чемпионом первой лиги стала?!»
После 3:0 от «Металлиста» нашлась у Блохина причина не менее важная и актуальная – футболисты сборных. «У нас не хватило свежести, так как много игроков выступали в сборных. У «Металлиста» таких футболистов меньше. Но тут ничего не поделаешь, так как летом мы купили многих сборников», – посетовал тренер на своих коллег-тренеров, ВНЕЗАПНО нанесших «Динамо» жесточайший удар в спину. Возникает вопрос: если тут и в самом деле «ничего не поделаешь», то есть из-за покупки сборников «Динамо» вынуждено проигрывать конкурентам, то для чего было покупать этих сборников? Для усиления команды? Смысл в нем, если команда в результате только проигрывает?!
Конечно, если учесть, с какой скоростью деградируют под руководством Блохина игроки национальных сборных Португалии, Франции и Голландии, может, и правда есть смысл подождать, как просит тренер? Еще пару месяцев – и одеревеневших динамовцев перестанут приглашать в национальные команды, и вот тут-то киевляне как заиграют!..
Однако если верить Блохину, «Динамо» и сейчас играет – дай бог каждому. И в каждом матче оказывается сильнее конкурентов – просто из-за какого-то простого невезения сливает почему-то матч за матчем, где 1:2, где 0:1, а где и 0:3. «Я считаю, что два потерянных очка в поединке с «Волынью» - это просто несчастный случай, ведь лучан мы полностью переиграли. Да и в матче с «Черноморцем», пускай и провальном по многим параметрам, мы вправе были рассчитывать на очки. Добавьте сейчас хотя бы три пункта в таблицу - и никто не стал бы говорить, что у «Динамо» какой-то провал. Мы бы дышали в спину и «Шахтеру», и «Металлисту». Футбол в жанре альтернативной истории – это уже что-то новое. Вот сказал бы в далеком 2005-м году Леонид Буряк что-нибудь вроде «Мы полностью переиграли «Тун», а что вылетели от него, так это уже не моя проблема», – глядишь, и до сих пор бы тренерскую скамейку полировал. Тренер сборной Сан-Марино не иначе как 15 лет втайне у Блохина уроки берет, ему ведь с невезухой еще круче подфартило.
Хотя кому-кому, а Олегу Владимировичу о нефарте стоило бы рассказывать разве что налоговым инспекторам и то – шепотом. Поскольку весь имидж Блохина как тренера изначально исключительно на «фартовости» и строился, то держать на посту Блохина без фарта – такая же стремная стратегия, как покупка в команду одноногих футболистов.
Кстати, о футболистах. Они у Блохина, может, и не одноногие, но одноклеточные – так точно. Поскольку что бы им Олег Владимирович не рассказывал, как бы ни гнал дебилов на штангу – в упор не врубаются. «Как бы мы ни рассказывали, что нужно выбегать на ближнюю штангу и играть на опережение, этого не делается», – жаловался Блохин после матча с «Металлистом». «Медленные защитники принимают решение быстрее, чем наши форварды. Мы все наигрываем, говорим, чтобы шли на ближнюю штангу… – не изменилось ничего и с «Генком». Блохин уже и переводчиков подозревать начал – вдруг, собаки, что-то не так доносят игрокам? Ну не может же быть так, чтобы эти дубины стоеросовые, неспособные ни найти нужную штангу, ни поддержать игровую дисциплину, ни реализовать несметное количество создаваемых моментов, просто выполняли дилетантские установки дилетанта-тренера! Должна же быть более оригинальная причина, по которой игроки ведущих европейских сборных разучились играть в футбол!
Самое интересное то, что после длинной тирады о том, как паршиво играют и понимают его футболисты, Блохин обязательно добавляет свою коронную фразу: «Команду мне упрекнуть не в чем. По самоотдаче к футболистам претензий нет. Ответственность за поражение я беру на себя». Во времена первого прихода Блохина в сборную Украины его непривычная для украинских тренеров традиция «брать ответственность на себя» подкупала и вызывала симпатию. Блохин выгораживал футболистов, «оберегал микроклимат» в собравшемся на несколько дней коллективе, и коллектив платил ему результатом. Сейчас же заезженная пластинка «ответственности» способна вызвать разве что сарказм. Во-первых, если к самоотдаче претензий нет, то, выходит, сам класс футболистов настолько низок, что после проигрыша дома «Генку» их упрекнуть не в чем? Тогда зачем Блохин вышвырнул на этих буратин десятки спонсорских миллионов? Во-вторых, если упрекнуть не в чем, то футболисты, выходит, выполняли бездарную тренерскую установку? В-третьих, если в каждом проигранном матче видеть максимум, на что способны футболисты, и даже не пытаться упрекнуть лузеров за позорную лажу, неужели такое отношение может мотивировать игроков на прогресс и победы? У них же и так в жизни все прекрасно, а если по методике Блохина представить, что матч с «Генком» выигран 3:0, то «Динамо» вообще лидер группы и какие к нему могут быть претензии?! Тогда и в самом деле футболистам киевского клуба нужно «уметь терпеть», как приучает их «тренер-победитель».
Ну и последнее. Что вообще, по мнению Блохина, означает «ответственность», которую он каждый раз героически «берет на себя»? В чем хоть раз выразилась «ответственность» Олега Владимировича за самые позорные результаты в истории киевского клуба? Может, мы чего-то не знаем? Может, Суркис ему втайне от широкой публики штрафы выписывает или на псарне порет? Ответственность футбольного тренера предполагает лишь две формы: обеспечение результата – либо отставка. Однако значение последнего термина в «конспектах Блохина», похоже, не раскрывается…
Юрко КОСМИНА